Социально-экономическая сущность налогов

Сущность налогов


Налог – это общеобязательный платеж, который взимается государством с физических и юридических лиц. Восприятие налогов, так же, как и приоритеты государственного устройства, исторически неоднократно изменялись, но финансово-экономическая основа данной взаимосвязи всегда заключалась в необходимости изъятия определенной доли доходов. Налоги формируют государственные централизованные финансовые ресурсы – бюджет.

Социально-экономическая сущность налогов характеризуется обеспечением благополучия государства, предприятий и отдельных граждан.

Для чего собирают налоги?

Как основной источник формирования бюджета, налоги являются частью валового продукта (ВВП). Его получают в процессе производства, в котором задействованы природные ресурсы, капиталы и человеческий труд. Поскольку государство не обладает достаточной собственностью на средства производства, в пользу бюджета изымают часть ВВП у участников производственного процесса. Подобное изъятие и составляет социально-экономическую сущность налогов государства.
С позиции экономики налоги выступают активным участником распределительных процессов и способны серьезно стимулировать или сдерживать темпы воспроизводства, за счет чего увеличивается или снижается накопление капитала и платежеспособность населения.

Каков он — земельный налог?

За земельные ресурсы, согласно земельному законодательству РФ, взимается земельный налог. Он регламентируется Налоговым кодексом РФ (глава 31) и является местным налогом. Органы местного самоуправления определяют налоговые ставки, сроки и порядок уплаты, а также формы отчетности.
Плательщиками земельного налога выступают юридические и физические лица, владельцы на праве собственности или пожизненного наследуемого владения.

Согласно Закону РФ «О плате за землю», ст.3, величина земельного налога является постоянным платежом на единицу земельной площади на год.

Социально-экономическая сущность земельного налога также заключается в том, что он не взимается государством с целью покрытия определенного расхода, а ориентирован на возможность налогоплательщика, исходящую из его имущественного состояния. Поэтому земельный налог относят к количественным налогам.
В виде налоговой базы признается кадастровая стоимость земельных участков, определяемых, как объект налогообложения.

К недостаткам земельного налога можно отнести трудности с актуализацией экономической составляющей оценки налоговой базы. Она регламентируется законом «О государственном земельном кадастре», в котором напрямую не указано, что переоценка стоимости земли выполняется с учетом рыночной стоимости объектов.

Также у земельного налога нет четкого механизма расчета налоговой базы для тех объектов, которые относятся сразу к двум и больше муниципальным образованиям.